Технические способности в подростковом возрасте
07.01.2010
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Технические способности

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Наиболее часто при разговоре о технических способностях и их распознавании у школьников имеются в виду ученики V—VI классов и старше. Объясняется ли это только тем, что именно ученики V—VI классов особенно охотно занимаются в технических кружках, увлекаются моделированием, делают приборы? Разве не проявляются технические способности и у детей в более раннем возрасте? Обычно нет.

Способности к технике не так отчетливо выражены в раннем возрасте, как, например, способности к музыке или математике. Мы знаем о таких великих композиторах, как В. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский, что они уже в четырех-шестилетнем возрасте создавали музыкальные пьесы. Технические же способности характеризуются большей комплексностью, чем музыкальные или математические способности, они требуют достаточного развития психических функций, которые обычно формируются в более зрелом возрасте.

В подростковом возрасте поднимаются на новый уровень развития и мышление ребенка и способность к комбинированию; развивается воображение и становятся более совершенными двигательные навыки. Эти особенности подросткового возраста выявляются более отчетливо и в технических способностях. Правда, мы знаем, что знаменитый Паскаль уже в 9 лет осуществил техническое изобретение. Но это редкое исключение, хотя в более элементарных формах технические способности могут иногда проявляться и в 9—11 лет.

Вот что рассказывает о своем детстве известный изобретатель В. А. Дегтярев: «За зиму я научился бойко читать, писать и считать, а лето опять проводил в дедушкиной кузне. Как-то в воскресенье отец повел меня в город, и там, у дома одного купца, мы увидели фонтан. Всю дорогу я приставал к отцу с вопросами: откуда берется вода, почему она идет вверх, что ее разбрызгивает? Отец подробно объяснил мне устройство фонтана. Не говоря никому ни слова, я притащил со свалки несколько старых водопроводных труб, стал подгонять их друг к другу, свинчивать, прилаживать. Вскоре на той же свалке я отыскал мятый, заржавленный бак. Взгромоздив его на крышу, скрепив кран проволокой с трубой и прочно замазав замазкой, я распорядился: «Ну, ребята, таскайте воду».

Скоро бак был до краев наполнен водой. Я торжественно открыл кран. Все застыли, пораженные неожиданным зрелищем, из трубы высокой струйкой била вода.
— Стой, ребята! — закричал я. — Это не то, надо, чтобы вода разбрызгивалась!

Ребята нехотя разошлись, а я заперся в дедовской кузне и стал мастерить из жести высокий конус. Приладив его к трубе, возвышающейся над клумбой, я положил в него мячик. Вечером, когда пришел отец и собрались соседние ребятишки, над клумбой взвился бисерный столб воды.

Мальчики от удивления открыли рты, а отец осмотрел устройство фонтана и в награду дал мне двугривенный на пряники».

Но если мы говорим, что технические способности школьников чаще всего проявляются лишь в подростковом возрасте, то это совсем не означает, что предпосылки их не должны формироваться в более раннем возрасте. Это положение очень существенно, так как оно ориентирует родителей на то, чтобы уже в раннем детском возрасте развивать такие свойства психики ребенка, такие качества его личности, которые очень важны для формирования и роста его технических способностей.
К таким свойствам личности относятся: наблюдательность, любознательность, умение сосредоточиться, умение проявить пытливость и стремление самостоятельно осуществить то или иное задание, серьезный интерес к тем или другим видам деятельности, а также к предметам техники и различным процессам, происходящим в машинах и механизмах.

Само собой разумеется, что формирование этих свойств и дальнейшее их развитие охватывает не только ранний детский возраст, но и все годы школьной жизни. Эти свойства, как важные предпосылки развития технических способностей, с одной стороны, помогают их формированию, а с другой стороны, когда такие способности проявились, они помогают их укреплению и развитию.

Развивать технические способности ребенка необходимо уже с раннего возраста. Однако это совершенно не исключает того, что можно начать развивать технические способности и у детей подросткового и юношеского возраста.