Какому возрасту доступен чертеж?
26.01.2012
Вернуться в раздел "Домашние помощники"

Оглавление:

 

Все ли могут овладеть черчением

КАКОМУ ВОЗРАСТУ ДОСТУПЕН ЧЕРТЕЖ?

Обычно черчению начинают обучать не раньше VI класса. Но значит ли это, что младшие школьники к такому обучению еще не подготовлены? Можно ли утверждать, что их мышление не достигло необходимого уровня развития?

Не менее важно получить ответ и на другой вопрос: все ли учащиеся средних и старших классов в равной степени готовы к обучению черчению?
Как показало экспериментальное обучение черчению учащихся младших классов (о котором уже говорилось), а также специальная проверка учеников, изучавших черчение в школе, ребят, способных к обучению черчению, можно найти уже в I классе. И наряду с этим во всех классах, вплоть до IX—X встречаются ученики, слабо подготовленные к овладению языком техники. Различия в степени готовности детей к обучению черчению оказались очень большими.
Для того чтобы ясно было, о чем конкретно идет речь, приведу пример из своей практики.

Во время занятий по черчению с учащимися младших классов мне пришлось познакомиться с второклассником. Юрой Т. До этого читать чертежи ему не приходилось. Однако он овладел приемами чтения чертежей удивительно быстро. Я стала усложнять задачи, меняла и тип заданий. В связи с этим мальчику нужно было искать новые пути решения задач. Но Юру ничто не смущало. Он самостоятельно справлялся со всеми задачами. Нельзя сказать, что все давалось ему одинаково легко. Над некоторыми задачами ему пришлось повозиться. Были и ошибки. Но не это главное. Интересно было то, что все обучение свелось к сообщению тех требований, которым должно было отвечать решение, и к разбору допущенных ошибок, которых было совсем немного.

После нескольких занятий Юра не только сам легко читал чертежи, но и консультировал товарищей. Вскоре от чтения чертежей он перешел к выполнению их. Можно было с уверенностью сказать, что у Юры есть все качества, необходимые для овладения приемами чтения и выполнения чертежей, и они достигли у него весьма высокого уровня развития.
Еще быстрее выучился читать чертежи третьеклассник Федя Л. Ему даже не понадобился тот минимум объяснений, который был дан Юре. Сначала Федя, как и остальные ученики, вместо одной коробочки поставил три. Но как только ему было указано, что задача решена неправильно, что на чертеже изображена только одна коробочка, он сразу же сообразил, в чем дело: «Понимаю... Это показано с разных сторон». Расположение видов (проекций), связанное с определенными условностями чертежа, Федя угадать не смог. Но после того, как он узнал их название и расположение, задача на чтение чертежей, в пределах того, что предлагалось учащимся младших классов, перестала вызывать у него затруднения. Федя без ошибок выполнил все, что ему было предложено.

Однако такие результаты получились не у всех школьников. Большинство из них смогло выполнить, да и то с трудом, только часть тех заданий, с которыми Юра и Федя, а также некоторые другие ребята справлялись совсем легко. Остальные задачи оказались им не по силам. Тем не менее их дальнейшие  успехи не вызывали сомнения: способности, необходимые для овладения приемами чтения и выполнения чертежей (пусть пока еще элементарных), у них уже сформировались. Есть и желание заниматься черчением.
Поскольку ученики, успешно справлявшиеся с обучением черчению, встречаются начиная с I класса, можно считать, что те качества, которые необходимы для этого, могут формироваться до начала систематического обучения в школе, в дошкольный период. Нужно только соответствующим образом организовать занятия, учитывая особенности этого возраста.
Большинство ребят старшего дошкольного возраста начинают мечтать о школе, готовиться к ней. Такая готовность к обучению чаще всего выражается в играх детей. Этим и надо воспользоваться, несколько видоизменяя те игры и игрушки, которые уже имеются у ребенка или которые он может сделать сам с помощью родителей.
Вопрос о том, в какой форме следует организовывать такого рода занятия, едва ли возможно решить в общем плане. Дети-дошкольники сильно отличаются друг от друга не только по своему развитию или интересам, но и по тому, как они подготовлены к усидчивым занятиям.

В старших группах детского сада обычно проводятся регулярные занятия по рисованию, лепке, счету и т. п. Некоторые дети там приучаются строить домики из строительного материала или собирать модели из конструктора. С такими детьми обычно нетрудно организовать занятия. Многие из них спокойно работают в течение часа, а иногда и двух. Преподавателю даже приходится напоминать им о том, что нужно устроить перерыв в занятиях.
У других детей внимание еще очень неустойчиво. Они быстро начинают отвлекаться. С ними необходимо чаще устраивать перерывы в работе. Есть и такие дети, которые совсем не подготовлены к регулярным занятиям. Однако они охотно включаются в игру, особенно если она организована в форме соревнования: кто быстрее и лучше выполнит то или иное задание. Можно даже ввести для победителей небольшие премии. Постепенно под влиянием таких игр-занятий и легко отвлекающиеся дети приучатся к систематической работе, а это окажет им большую помощь в школьных занятиях. Упражнения, о которых пойдет речь, рассчитаны в основном на дошкольников и младших школьников, поэтому при подборе упражнений и организации занятий необходимо прежде всего учитывать особенности детей этого возраста.

Пожалуй, нет необходимости напоминать о том, как трудно одновременно делать два дела, если оба они должны все время находиться под контролем сознания. Это испытывают даже взрослые. Представьте же себе те трудности, с которыми сталкивается маленький человек, только начинающий учиться.
Допустим, что ему задали упражнение по письму. Сколько разнообразных задач встает перед ним! Он должен думать о том правиле, на которое составлено данное упражнение, а навыка письма у него еще нет, поэтому он все время должен следить за движением своей руки. Одновременно держать под контролем и то и другое он не может. Это, действительно, трудно. Поэтому, как только ученик задумается о правиле, подходит оно для данного случая или нет, строчки начинают лезть или вверх, или вниз, буквы получаются неуклюжие. А когда он обращает внимание на чистописание, сразу же появляются ошибки.

Еще хуже получается, когда человек с плохим навыком письма берется за самостоятельное творчество. Вспомните некоторые письма, которые присылали вам ваши дети из лагеря. Даже у достаточно грамотных детей в таких письмах есть самые разнообразные ошибки, которых они обычно на уроках не делают.
То же получается и на занятиях черчением. Все внимание ученика должно быть сосредоточено на правильной передаче формы определенной детали. Но вот он начал выполнять эскиз. Линии получились кривые. Ученик стирает, чертит снова, пытаясь провести более ровные и точные линии. При этом его внимание отвлекается от основной задачи. Появляются ошибки. Что же делать? Совершенно ясно, что эти две задачи одновременно делать невозможно. Одну следует отбросить. Но какую?
Выполнять чертеж, не проводя линий, невозможно, если только не переходить на чертеж-аппликацию. Но зато можно проводить линии, не выполняя чертеж.

Это значит, что систематическому обучению черчению должна предшествовать определенная подготовительная работа, в ходе которой у ребят были бы развиты необходимые графические навыки и умения. К числу их относятся: умение проводить четкие и ровные линии определенной длины, правильно выбирать их направления, умение делать плавные закругления, вычерчивать замкнутые фигуры различной степени сложности, навыки в выполнении симметричных фигур, а также умение уменьшать и увеличивать изображение.

При этом вырабатываются не только необходимые навыки и умения, но и развиваются определенные качества, которые помогут в дальнейшей работе. У ребят будут развиваться наблюдательность, глазомер, четкость в работе, умение планировать свою деятельность.
Такую подготовительную работу лучше всего проводить с дошкольниками.

Может возникнуть вопрос: почему так необходимо начинать подготовку к обучению черчению до начала систематических занятий в школе? Разве в ходе таких занятий у учащихся не будут выработаны необходимые навыки и умения? Разве при этом не произойдет развитие тех качеств, которые обеспечивают успешность такого обучения?
Нельзя, однако, откладывать работу по развитию руки ребенка до того времени, когда он начнет обучаться черчению. На черчение в школе отведено слишком мало часов, да и начинать такие упражнения надо гораздо раньше.

Учащиеся среднего и старшего возраста обычно не любят заниматься графикой. Чаще всего они торопятся выполнить задание и не обращают внимания на то, какие у них получаются линии. Дошкольники же с большим удовольствием подолгу чертят разнообразные фигуры. Кроме того, умение проводить четкие и точные линии необходимо детям с первых дней обучения: на уроках письма, арифметики, рисования. Значит, вырабатывать необходимые навыки надо еще до поступления ребят в школу. Сделать же это совсем несложно. Такая задача вполне по силам даже совсем неподготовленным родителям, не умеющим хорошо чертить или рисовать.